Когда у ребенка (взрослого человека) выявляются сложности (вплоть до отсутствия возможности ? аграфии) с овладеванием письменной речью, то можно с уверенностью сказать, что это дисграфия.
Причины дисграфии у детей и взрослых
Развитие способности высказывать письменно свои мысли напрямую связано с устной речью – умением различать фонемы, четко произносить звуки, говорить связно, грамотно выстраивая фразы.
Причины дисграфии у младших школьников бывают спровоцированы как медицинскими проблемами, так и обусловлены условиями, в которых осуществляется социальное, психологическое становление малыша. При этом могут присутствовать также:
- ЗПР;
- дизартрия (звуки выговариваются неверно из-за проблем со структурами организма, отвечающими за речь);
- алалией (ребенок практически не разговаривает или говорит очень плохо и мало);
- афазией (пропадает уже установившаяся речь);
- дислалией (неверно выговариваются звуки, но нет структурных поражений) и пр.
Медицинские причины ? это повреждение мозга из-за:
- сложной беременности (родов);
- инфекций;
- гипоксии и т.д.
Социальные и психологические условия:
- вынужденность одномоментного овладевания рядом языков из-за семейных обстоятельств (как пример, билингвизм);
- проблемы с речью у лиц в окружении малыша;
- недостаток общения посредством разговорных навыков;
- отсутствие настороженного отношения к особенностям речи малыша со стороны значимых взрослых;
- начало обучения грамоте на фоне недостаточной готовности;
- конституциональные черты;
- наличие иных проблем (психических, речевых и т.п.).
У взрослых факторами, предрасполагающими к дисграфическим проблемам, служат в структурах мозга:
- хирургические вмешательства;
- опухолевые образования;
- травмы;
- инсульт и др.
Мнение врачей:
Дисграфия – это расстройство, характеризующееся нарушением навыков письма и написания слов. Врачи подчеркивают, что диагностика этого состояния требует комплексного подхода, включающего наблюдение за процессом письма, анализ письменных работ, а также консультацию специалистов, таких как неврологи и психологи. Причины дисграфии могут быть разнообразны, включая генетические факторы, проблемы с моторикой или визуальным восприятием.
Лечение дисграфии у детей и взрослых часто включает в себя комплексную терапию, направленную на коррекцию навыков письма, развитие моторики и улучшение визуального восприятия. Важным компонентом является работа с логопедом, специализирующимся на проблемах письма. Также могут применяться методики развития мелкой моторики, игровые техники и компьютерные программы для тренировки навыков письма. Раннее выявление и комплексный подход к лечению дисграфии позволяют добиться значительных улучшений в качестве жизни пациентов.
https://www.youtube.com/embed/Lccu3F01R4Y
Классификация и виды
Предложен целый ряд классификаций, основанных на причинно-следственных взаимодействиях. Наиболее распространено выделение 6-ти видов.
Оптическая
Довольно редко встречается сама по себе, но часто сопутствует иным формам. Для нее типичны:
- проблемы с пространственным, зрительным мировосприятием;
- слабая зрительная память;
- проблемы с восприятием понятий величины, формы, цвета;
- сложности с различением буквенных изображений.
Проявляется:
- заменой (неправильным изображением) на письме похожих внешне букв (л-м, э-с и пр.).
https://www.youtube.com/embed/7U3_0wBKP4g
Опыт других людей
Дисграфия – это расстройство, которое затрагивает способность человека писать и правильно орфографически оформлять слова. Люди, столкнувшиеся с этой проблемой, отмечают, что она может серьезно повлиять на их учебные и профессиональные успехи. Причины дисграфии могут быть разнообразны, включая генетические факторы, проблемы с моторикой и недостаточное развитие навыков письма.
Методы диагностики дисграфии у детей и взрослых включают в себя специальные тесты и наблюдения специалистов, таких как психологи и логопеды. После постановки диагноза важно начать лечение, которое может включать в себя занятия с логопедом, психотерапию, а также использование специальных техник и технологий, направленных на улучшение навыков письма.
Люди, прошедшие лечение дисграфии, отмечают, что они стали более уверенными в своих способностях и смогли преодолеть многие трудности, связанные с этим расстройством. Важно помнить, что дисграфия не является приговором, и с поддержкой и правильным подходом можно добиться значительного прогресса в улучшении навыков письма.
Акустическая
Причиной патологии служат трудности дифференциации звуков, которые похожи по звучанию (проблемы с фонематическим слухом). Проявляется:
- заменой букв, которые соответствуют парным звукам (ж-ш, д-т, е-и и пр.);
- перестановкой и/или пропусками букв.
https://www.youtube.com/embed/Fr-bGplf0f4
Аграмматическая
Несформированность умения правильно выстраивать речь ? причина данного типа. Проявления:
- неправильное применение рода, предлогов, числа;
- неверное упоминание окончаний падежей;
- пропуски ряда членов в предложении;
- неверный порядок слов;
- нарушения взаимосвязей между предложениями, внутри одного.
Артикуляторно-акустическая
Патология вызвана неверным выговариванием звуков. Проявляется:
- написанием, как самому пациенту “слышится”, как он сам произносит.
Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза
Патология заметна в предложениях (при их делении на слова) и словах (проблемы со слогами/звуками). Проявления:
- буквы/слоги меняются местами, пропускаются, добавляются лишние;
- появляется склонность к неверному написанию слов слитно и/или раздельно;
- появляется склонность к сливанию предлогов с иными словами;
- появляется склонность к отделению корня от приставки.
Моторная или диспраксическая
Обуславливается двигательными проблемами во время письма, а также со связыванием зрительных отображений слов и звуков с моторными. Проявляется в виде структурных искажений, замен предложений и отдельных слов.
Представляем вашему вниманию видео, в котором рассказывается о причинах и признаках дисграфии:
Диагностика
Мероприятия подразумевают изначальное исключение физиологических факторов, слуховых и зрительных патологий и предполагают консультацию узких специалистов – невролога, окулиста, ЛОРа. Для выявления уровня сформированности речи пациент обязательно обследуется логопедом. Зачастую дисграфия и дислексия встречаются у ребенка одновременно.
При постановке диагноза важными моментами являются дифференцирование дисграфии с простым незнанием грамматических основ, а также определение типа патологии.
Проводятся обследования:
- речевого, общего развития;
- слуха, нервной системы, зрения, артикуляционного аппарата;
- моторики (ручной, речевой);
- по выявлению “главной” руки;
- по оценке выговаривания звуков, способности к проведению звукового анализа;
- специфических черт и объема словарного запаса, точности речевого построения;
- аналитический разбор работ, которые пациент выполняет письменно;
- на основе выполненных заданий на списывание, составление описаний, написание под диктовку, чтение и пр.
Лечение
Коррекция проводится с учетом механизма и типа нарушения. При наличии показаний назначаются медикаментозное и/или реабилитационное (физио- и гидротерапия, лечебная физкультура, массаж и пр.) лечение.
Коррекционная работа
Логопед оказывает пациенту помощь в:
- восполнении пробелов при произнесении звуков;
- формировании верной грамматически речи и обогащении словаря;
- развитии связности речи;
- развитии памяти, двигательной активности, пространственной ориентации, мыслительных процессов, восприятия на слух, способности к звуковому анализу/синтезу.
Сформированные в результате устойчивые навыки устной речи далее закрепляются посредством письменных упражнений.
Упражнения для устранения и коррекции дисграфии
Исходя из вида нарушения, логопед предлагает проведение ряда специфических упражнений. Однако имеются и примеры общего уровня, которые можно осуществлять своими силами в домашних условиях.
- “Лабиринты”. Задания подобного рода, требующие проведения безотрывной линии, направлены на тренировку крупной моторики (предплечья, руки). Правильное их выполнение предполагает своевременную смену положения руки, но не листа бумаги.
- “Пропущенные буквы” ? вставление отсутствующих букв в большой текст. Задание может осуществляться с помощью текста-подсказки, в котором заполнены все пробелы. Назначение упражнения ? развитие внимания, уверенности письменного навыка.
- Разъяснение постановки знаков препинания в тексте.
- Проговаривание вслух непосредственно в момент письма согласно правилам написания.
- “Корректурная правка” ? вычеркивание из довольно объемного текста заданной буквы, а на следующем этапе ? вычеркивание одной и подчеркивание другой. Способствует запоминанию зрительного образа букв, устойчивости внимания.
Подобные упражнения, в отрыве от занятий со специалистом, не способны разрешить проблему, но позволяют значительно увеличить результативность лечения дисграфии у младших школьников.
Профилактика
Профилактические мероприятия эффективны до начала освоения грамоты и включают:
- устранение проблем устной речи;
- стимуляцию своевременного развития представлений о пространстве, сенсорных функций, способности различать звуки/буквы на слух или зрительно;
- выявление и лечение проблем медицинского характера.
Частые вопросы
Как диагностировать дисграфию у детей?
Диагностика дисграфии включает анализ письменных работ, обследование устной и письменной речи по специальной методике. Коррекционная работа по преодолению дисграфии требует устранения нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи, неречевых функций.
Как лечится дисграфия?
Самостоятельно дисграфия не проходит, она требует направленной коррекции, регулярной работы с логопедами, педагогами, психологами, поскольку нередко протекает на фоне других речевых расстройств (алалии, дислексии, афазии).
Почему бывает дисграфия у детей?
Акустическая дисграфия развивается из-за несформированного фонематического восприятия. Ребёнок произносит слова без ошибок, но при письме заменяет свистящие звуки шипящими, звонкие — глухими и наоборот. Лингвистический тип расстройства становится следствием нарушения языкового анализа и синтеза.
Что является основной причиной дисграфии дислексии?
Дисграфия и дислексия у взрослых обычно провоцируются очаговым поражением речевых зон. Оно, в свою очередь, вызывается черепно-мозговыми травмами, хирургическими вмешательствами, перенесенными инсультами, опухолевыми процессами.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Признаки дисграфии могут проявляться по-разному у детей и взрослых. Если у вас или вашего ребенка есть подозрения на нарушение письменной речи, обратитесь к специалисту для профессиональной диагностики.
СОВЕТ №2
Помните, что раннее выявление и коррекция дисграфии у детей способствует более эффективному лечению и преодолению трудностей в обучении. Не откладывайте поход к врачу или логопеду.
СОВЕТ №3
При лечении дисграфии важно использовать комплексный подход, включающий психологическую, логопедическую и педагогическую помощь. Следуйте рекомендациям специалистов и выполняйте задания для улучшения письменных навыков.