Особенности адаптации и развития детей с нарушениями слуха, характеристика и классификация патологий

Нарушение слуха представляет собой утрату способности выявлять все частоты или понимать звуки, имеющие низкую амплитуду. Данные проблемы довольно часто наблюдаются у детей. При появлении подозрения на развитие тугоухости нужно сразу обратиться к отоларингологу. Это существенно улучшит прогноз патологии.

Дети с нарушениями слуха

причины нарушений слуха у детей

Проблемы со слухом могут иметь врожденный или приобретенный характер. При этом они бывают полными или частичными.

В первом случае речь идет о глухоте. Она провоцирует снижение интеллектуальных возможностей и отставание в умственном развитии.

К появлению тугоухости обычно приводят следующие факторы:

  1. Наследственная предрасположенность.
  2. Нарушения во время беременности – инфекционные болезни, повышение давления, употребления алкоголя, курения, неконтролируемое применение лекарственных препаратов беременной женщиной.
  3. Родовые травмы и нарушения в развитии малыша. Причина тугоухости может крыться в преждевременных родах, дефиците веса, гипоксии.
  4. Заболевания уха или травматические повреждения, которые были перенесены после рождения. К ним относят инфекционные патологии, отиты, болезнь Меньера и т.д.
  5. Аденоиды. Аномальное увеличение миндалины часто провоцирует закупоривание слуховой трубы у детей, что приводит к ухудшению слуха. После удаления аденоидов слух обычно восстанавливается.
  6. Закупорка слухового отверстия серой или чужеродными предметами.
  7. Химиотерапия.
  8. Применение антибактериальных препаратов.

Врачи утверждают, что аномалии аудиальной системы оказывают значительное влияние на логопедическом развитии. Также они сказываются на физиологическом и психологическом формировании малыша. Потому так важно выявить проблемы на раннем этапе.

Классификация детей с нарушениями слуха

классификация детей с нарушениями слуха

Мнение врачей:

Дети с нарушениями слуха имеют свои особенности адаптации и развития, которые требуют особого внимания со стороны специалистов. Врачи отмечают, что раннее выявление проблемы и начало реабилитационных мероприятий способствуют более успешной адаптации ребенка к окружающему миру.

Патологии слуха у детей могут быть разнообразными, включая нарушения слуховой функции, аномалии в строении уха, а также генетические заболевания. Классификация патологий важна для определения стратегии лечения и подбора подходящих слуховых аппаратов или имплантов.

Врачи подчеркивают, что родители и окружающие играют ключевую роль в успешной адаптации ребенка с нарушениями слуха. Поддержка, понимание и профессиональная помощь специалистов способствуют развитию коммуникативных навыков и социализации малышей, что важно для их полноценного участия в обществе.

https://www.youtube.com/embed/hHApba30jsw

Характеристика

Потеря слуха лишает малыша информации и приводит к отставанию в умственном развитии. Данные проблемы напрямую сказываются на формировании речевого аппарата и производят опосредованное воздействие на мышление и память.

При создании адекватных условий данные нарушения подлежат коррекции. При нарушении слуха ключевую роль в познании играет зрение. Немаловажное значение имеют движения, тактильные и осязательные ощущения малыша.

Поскольку скорость речевого развития снижается, память ребенка тоже отличается определенными особенностями. Также данные процессы сказываются на абстрактном мышлении детей. Потеря слуха сопровождается такими нарушениями:

  • задержка развития моторики;
  • проблемы с физическим развитием;
  • нарушения работы опорно-двигательного аппарата;
  • развитие сопутствующих патологий.

Тугоухость у детей дошкольного возраста обычно провоцирует появление следующих характеристик:

  • отставание психофизического развития на 1-3 года по сравнению со здоровыми детьми;
  • дефицит двигательной активности;
  • замедление темпа выполнения некоторых движений;
  • проблемы с координацией в пространстве;
  • сложности с переключением внимания;
  • чувствительность к изменению климатических условий;
  • зрительные образы как основа процесса запоминания.

У детей с таким диагнозом замедляется скорость усвоения информации и появляются сложности при общении с другими людьми. Это негативно сказывается на формировании их личности. Нередко такие малыши становятся агрессивными и замкнутыми.

Классификация патологий

Нарушения слуха у детей могут иметь разный характер. Врачи выделяют две обширные категории таких проблем – врожденные и приобретенные. Для каждой из категорий тугоухости характерны определенные особенности.

https://www.youtube.com/embed/mxz2C_KpYUI

Опыт других людей

Дети с нарушениями слуха сталкиваются с особыми вызовами в процессе адаптации и развития. Они испытывают затруднения в усвоении речи и языка, что может повлиять на их социальную и эмоциональную адаптацию. Патологии слуха могут быть различными: от частичной потери слуха до глухоты. Классификация патологий включает в себя сенсоневральные, передаточные и смешанные нарушения. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и подход к его адаптации должен быть индивидуализированным. Раннее выявление проблемы и своевременная коррекция помогут детям с нарушениями слуха успешно интегрироваться в общество и развиваться наравне с другими сверстниками.

Приобретенные

Основной причиной таких нарушений являются осложнения гнойного отита. К подобным аномалиями приводят острые инфекции – грипп, корь, ангина. Также причина может крыться в скарлатине и других болезнях.

Уровень снижения фонематического слуха может иметь разные степени тяжести: легкую, среднюю, тяжелую. Однако сложные формы тугоухости обычно становятся следствием поражения звуковоспринимающего элемента.

Это обычно возникает при поражении внутреннего уха. К появлению подобных проблем могут приводить сложные инфекционные патологии – вирусный грипп, цереброспинальный менингит, паротит.

https://www.youtube.com/embed/k9L3yxI6H-k

Врожденные

особенности детей с нарушениями слуха

Такие нарушения слуха связаны с действием наследственных факторов. Известно, что у глухих людей намного чаще рождаются дети с тугоухостью. Помимо этого, причина может крыться в воздействии факторов, которые нарушают внутриутробное развитие ребенка. В эту категорию входит следующее:

  • инфекционные болезни женщины при беременности – паротит, грипп, краснуха и т.д.;
  • потребление алкогольных напитков и наркотиков;
  • прием ототоксичных препаратов – к ним относят канамицин, неомицин;
  • воздействие ионизирующего излучения.

Особенности развития

Дети, имеющие тугоухость, отстают от ровесников в развитии. Чтобы преодолеть подобные нарушения, обязательно нужно оказывать целостное воздействие на личность ребенка с таким диагнозом.

Поэтому обучение проводится в специализированных учебных заведениях. Именно там созданы такие условия, которые позволяют преодолеть нарушения развития, исправить процесс становления личности, восстановить нормальные психические характеристики.

Благодаря специальному обучению таких детей удается сформировать речь, память, мышление. В таких школах малышей учат чтению по губам. Благодаря особому процессу обучения удается научить ребенка разным формам речевой деятельности.

Ключевую роль во время обучения таких детей играют наглядные приемы – инсценировка, пантомима и т.д. Именно они позволяют создать представления на наглядно-образном, а впоследствии и на отвлеченном уровне.

Родителям очень важно с раннего возраста ребенка контролировать его поведение. Если полугодовалый малыш не реагирует на звуки, а к году не говорит гласные буквы, можно заподозрить нарушение слуха.

Как научить ребенка с нарушениями слуха слушать смотрите в нашем видео:

Реабилитация, профилактика

Реабилитационные мероприятия для детей с таким диагнозом начинают применять уже в 2-3 года. Восстановление малышей с тугоухостью проводят в специализированных садах и школах.

С помощью специальных занятий с применением слуховых аппаратов удается преодолеть последствия нарушений.

Благодаря ранней диагностике тугоухости удается проводить реабилитацию максимально успешно. В домашних условиях восстановление проводится путем естественного общения с близкими людьми, имеющими нормальный слух. От родителей требуется немало терпения, поскольку все слова нужно говорить максимально четко. Ребенок должен видеть движения языка и губ.

Чтобы предотвратить подобные проблемы, нужно заниматься профилактикой тугоухости. Она включает следующие рекомендации:

  1. Закаливание организма ребенка. Благодаря стимулирующему воздействию удается повысить устойчивость к инфекционным болезням.
  2. Рациональное питание. В меню малыша должно присутствовать достаточное количество витаминов, белковых компонентов, углеводов и жиров.
  3. Поддержание оптимальных показателей температуры и влажности.
  4. Специфическая профилактика инфекционных патологий и своевременное лечение недугов.

Чтобы обеспечить правильное развитие слуховой системы, нужно придерживаться гигиены слуха:

  • важно одевать ребенка по погоде – в холодное время года уши нужно надежно защищать от холода;
  • громкость звука должна быть не более 60-80 дБ;
  • ребенок должен дышать носом;
  • речь родителей и педагогов должна быть отчетливой и правильной.

Немаловажное значение имеет своевременное выявление воспалений носоглотки. Именно они часто провоцируют поражение органа слуха, что влечет развитие тугоухости. Если есть малейшие подозрения на нарушение слуха, нужно сразу обратиться к врачу.

Посмотрите популярное видео с рекомендациями специалистами на тему нарушений слуха у детей:

Нарушения слуха довольно часто встречаются у детей. Они могут носить врожденный или приобретенный характер и негативно сказываются на интеллектуальном и физическом развитии. Чтобы не допустить подобных проблем, первые же симптомы тугоухости должны стать поводом для немедленного обращения к отоларингологу.

Частые вопросы

Какие особенности развития характерны для детей с нарушением слуха?

Отставание в психофизическом развитии от слышащих сверстников, в среднем, на 1-3 года, низкая двигательная активность, замедлены скорости выполнения отдельных движений и темп двигательной деятельности в целом, Ещё

Какие выделяют нарушения у детей с нарушением слуха?

Выделяют две основные категории детей со стойкими нарушениями слуха: глухие и слабослышащие. Глухие дети могут реагировать на голос повышенной громкости около уха, но при этом без специального обучения не понимают слова и фразы. Для глухих детей использование слухового аппарата или кохлеарного импланта обязательно.

Какие личностные особенности характерны для глухих детей?

Особенности личности детей с нарушением слуха характеризуется наличием эгоцентрических черт, таких как: злость, агрессивность, замкнутость, неадекватная самооценка и негативное отношение к социуму [1, с. 54].

Какие основные свойства восприятия развиваются у детей с нарушениями слуха замедленно?

У детей с нарушениями слуха наблюдается определённое своеобразие зрительного восприятия по сравнению со слышащими: они затрудняются в мыслительном расчленении воспринимаемых предметов, в установлении правильных отношений сложного целого и его частей, в различении формы, контура, в восприятии изображений на картинках.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Важно помнить, что каждый ребенок с нарушениями слуха уникален, поэтому необходимо индивидуальный подход к его адаптации и развитию.

СОВЕТ №2

Обратите внимание на раннюю диагностику нарушений слуха у детей, так как чем раньше начнется коррекция, тем лучше будут результаты.

СОВЕТ №3

Важно создать благоприятное окружение для ребенка с нарушениями слуха, где он будет чувствовать себя комфортно и безопасно.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации