Для оценки возможности использования автотранспортных средств, в качестве критерия применяется коэффициент, учитывающий степень их исправности и готовности к выезду на линию – КТГ.
Этот показатель в технической литературе имеет различные аналоги. В аналитических отчётах применяются критерии использования пробега и грузоподъёмности, загрузки, грузооборота, часов в движении.
Все они, так или иначе, показывают эффективность эксплуатации автомобильного парка. Коренное отличие коэффициента технической готовности в том, что он показывает лишь возможность использования имеющихся транспортных средств. Иными словами, КТГ – это эксплуатационный потенциал автотранспортного предприятия.
Среди прочих критериев наиболее близок к рассматриваемому показателю коэффициент исправности – К исп. Он демонстрирует отношение количества исправного транспорта к списочному составу
Но эти показатели – КТГ и Кисп – нельзя считать идентичными, т. к. первый подразумевает готовность транспортной единицы к немедленному выезду, а второй – всего лишь отсутствие неисправностей. При этом автомобиль может находиться, например, на консервации. Он исправен, но для поездки может быть необходимо провести ряд подготовительных процедур: ввернуть свечи зажигания, снять с подставок, разгружающих подвеску и т. д.
Как измеряется коэффициент технической готовности
Величина показателя равна отношению количества готовых к выезду автомобилей (Кгот) или другого транспорта к общему, имеющемуся в наличии – списочному количеству (Ксп).
КТГ= Кгот/Ксп.
Он может определяться в конкретный момент времени или же за определённый период – неделя месяц, квартал, год.
Подсчитывается суммированием произведений готовых к выезду автомобилей на число дней в течение которых они были готовы делённому на произведение списочного числа на количество дней.
Экономическая выгода от определения КТГ
Регулярный измерение коэффициента технической готовности и сопоставление его значений с временными промежутками исправного состояния и причинами выхода транспорта из строя позволяет прогнозировать и планировать постановку их на обслуживание и ремонт.
Каждая деталь имеет срок службы, который прогнозируется с определённой точностью. Видя статистику поломок каждой единицы автопарка, несложно заранее предвидеть необходимость замены запасных частей и делать это в плановом порядке в периоды наименьшей загруженности.
Плановая постановка на ремонт и ТО исключает срыв рейсов, отмену заказов и, в конечном счёте, снижает финансовые потери.
Показатели работы транспорта.
1. Коэффициент технической готовности (КТГ) характеризует степень готовности технически исправного грузового автотранспорта выполнять перевозки:
а) для одиночного АТС
КТГ=Дт/Дк, где
Дт – число дней, в которые единица подвижного состава была технически исправна (за месяц, квартал, год);
Дк – число календарных дней за месяц, квартал, год;
б) для всех АТС за один день работы
КТГ=Ат/Аи, где
Ат – число автомобилей, готовых к перевозкам;
Аи – списочное число автомобилей;
в) для парка АТС за любой период времени
КТГ=Ад×Дт/Аи×Дк
2. Коэффициент выпуска подвижного состава (Кв) характеризует выпуск АТС на линию:
а) для одиночного АТС
Кв=Дэ/Дк, где
Дэ – число дней эксплуатации АТС за любой период;
Дк – число календарных дней за такой же период;
б) для всех АТС за любой период времени
Кв=Аи×Дэ/Аи×Дк
3. Продолжительность работы АТС на линии (время нахождения в наряде):
Тн=Тдв+Тпр, где
Тдв – время движения АТС;
Тпр – время простоев АТС для погрузки и выгрузки грузов и оформления документов.
4. Техническая скорость Vт (средняя скорость за время нахождения АТС в движении):
Vт=L/Тдв, где
L – пробег АТС в км;
Тдв – время движения АТС в часах;
5. Эксплуатационная скорость Vэ характеризует среднюю скорость АТС за все время нахождения его в наряде:
Vэ=L/Тн=L/Тдв+Тпр
6. Общий пробег АТС включает:
а) пробег с грузом (производительный пробег);
б) пробег без груза (непроизводительный пробег);
в) нулевой пробег – подача АТС от места стоянки под первую погрузку, следование от пункта разгрузки к месту стоянки в конце работы, заезды на ТО, ремонт, заправку и т.д. – непроизводительный пробег.
Lоб=Lпроизв.+ Lнепроизв.
7. Коэффициент использования пробега характеризует степень использования пробега АТС:
КИП=Lпр/Lоб, где
Lпр – пробег АТС с грузом;
Lоб – общий пробег АТС.
8. Коэффициент использования грузоподъемности (К гр.):
К гр=Gф/Gв, где
Gф – количество фактически перевезенного груза, т;
Gв – количество грузов, которое может быть перевезено при полном использовании грузоподъемности АТС, т;
9. Средняя длина ездки с грузом:
lгр=Lпр/nгр, где
nгр – количество ездок с грузом (км).
10. Среднее расстояние перевозки грузов:
l=P/G, где
Р – фактическое количество тонно-километров;
G – количество фактически перевезенного груза.
11. Время простоя АТС под погрузкой и выгрузкой
Исчисляется в зависимости от способов погрузки и разгрузки, грузоподъемности АТС и вида грузов в соответствии с нормами времени на перевозку грузов автомобильным транспортом.
12. Число ездок с грузом
ne=Тн/tе, где
Тн – продолжительность работы АТС на линии (время в наряде);
tе – время, затрачиваемое на одну ездку.
Или ne=Tн×Vт×КИП/lгр+Tпр×Vт×КИП.
13. Производительность АТС – объем перевозок и транспортная работа, выполненная в единицу времени:
а) в тоннах в час
U=Vт×КИП×q×Кгр/lгр+Тпр×Vт×КИП,
где q – номинальная грузоподъемность АТС, т.
б) в тонно-километрах в час
W=q×Кгр×Vэ
Или
q×Кгр×КИП×Vт×lгр/lгр+Тпр×КИП×Vт;
38)Хранение лесозаготовительной техники
Хранение — это комплекс мероприятий, направленный на предотвращение потери исправности и работоспособности машин (оборудования) и их составных частей в нерабочее время.
Все машины (оборудование), которые по любым причинам не будут использованы в ближайшие 10 и более дней, подлежат постановке на хранение. Хранение бывает кратковременным и длительным.
Кратковременным считается хранение от 10 дней до двух месяцев. Длительным -хранение более двух месяцев.
Машины могут храниться в закрытых помещениях, под навесом или на специально оборудованных открытых площадках. В любом случае для хранения машин выделяется специальная территория. Хранение стационарных машин организуется на месте их установки.
Для любого способа хранения оборудуются места хранения, отвечающие требованиям пожарной безопасности, охраны труда и техники безопасности. В закрытых помещениях и под навесом места хранения должны быть защищены от дождя и снежных заносов.
Открытые площадки для хранения машин и оборудования должны располагаться на сухих незатапливаемых местах, иметь по периметру водоотводные канавы. Поверхность площадок должна быть ровной с уклоном 2-3° для стока воды, иметь твердое сплошное или в виде полос покрытие (асфальтовое, бетонное или из местных материалов), способное выдержать нагрузку передвигающихся машин и машин, находящихся на хранении.
Машины и оборудование на хранение устанавливаются по видам с соблюдением интервалов между ними для проведения технического обслуживания. Минимальное расстояние между машинами в одном ряду должно быть не менее 0,7 м, а расстояние между рядами не менее 6 м..см. рис.3.1.
Рис. 3.1
Схема расстановки машин на площадке хранения
Машины, требующие ремонта (ремфонд), и исправные хранятся отдельно.
Каждая машина перед хранением должна пройти очередное техническое обслуживание. Все узлы тщательно очищаются от пыли и грязи, поврежденная окраска восстанавливается нанесением лакокрасочного покрытия или защитной смазки.
Детали, узлы и поверхности, подлежащие консервации согласно технической документации, подвергаются консервации в соответствии с требованиями ГОСТ 13168-69.
Агрегаты, узлы и детали (электродвигатели, аккумуляторы, генераторы, стартеры, пильные цепи, приводные ремни, топливные насосы, форсунки, карбюраторы, свечи и т.д.), требующие складских условий хранения, снимают с машины и сдают на склад, крепежные детали после снятия узлов и деталей устанавливают на свои места.
Рессоры и пружины натяжных приспособлений разгружает и смазывают антикоррозионной смазкой.
Машины для хранения устанавливают на подставки в горизонтальное положение. Для разгрузки пневматических колес и рессор между шинами и опорной поверхностью должен быть просвет от 8 до 10 см.
Отверстия, щели и полости, через которые могут попасть атмосферные осадки и пыль во внутренние полости агрегатов и узлов, плотно закрываются крышками, пробками-заглушками или другими специальными приспособлениями. Сливные устройства остаются открытыми для обеспечения свободного выхода конденсата.
Рычаги и педали механизмов управления устанавливают в положение, исключающее произвольное включение в работу машины или ее агрегатов. Машины (оборудование), имеющие электропривод или питание агрегатов электроэнергией, отключают от электросети.
Кабины и дверцы кабин закрывают и пломбируют. Инструменты и приспособления, прилагаемые к машинам (оборудованию), сдают на склад.
На кратковременное хранение машины и оборудование устанавливают комплектно — без снятия с них агрегатов, узлов и деталей. Аккумуляторные батареи отключают, уровень и плотность электролита должны соответствовать норме для данных климатических условий.
При длительном хранении машин на открытых площадках производят консервацию двигателя в соответствии с руководством по эксплуатации.
Открытые шарнирные и резьбовые соединения очищают и смазывают Выступающие части штоков гидроцилиндров и амортизаторов покрывают защитной смазкой. Давление в шинах снижается до 70-80% от нормального, поверхности шин и резиновых шлангов гидросистемы покрывают алюминиевой краской (АКС-3. АКС-4) или мелоказеиновым составом (75% неочищенного мела, 20% казеинового клея. 4,5% гашеной извести. 0.25% фенола и 0.25% кальцинированной соды) Допускается гибкие шланги обертывать парафинированной бумагой.
Состояние машин и оборудования при хранении в закрытых помещениях проверяют через каждые два месяца, а при хранении на открытых площадках и под навесом — ежемесячно. При проверках производят проворачивание коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания.
После сильных ветров, дождей, снежных заносов проверку следует проводить немедленно. Результаты проверки оформляются актом или производится запись в журнала проверок.
Постановка машин и оборудования на хранение и снятие с хранения оформляются приемо-сдаточным актом или записью в специальном журнале с указанием технического состояния и комплектности машин. При отсутствии оформленных документов считается, что машина не была на хранении, а простояла в неисправном состоянии.
Коэффициент технической готовности парка (КТГ)
где: Аи — количество исправных автомобилей; Ас — списочное количество автомобилей.
Пример. Парк насчитывает 17 списочных автомобилей, а технически исправных 15. Определить КТГ.
Решение. КТГ = 15:17 = 0,88.
Калькулятор
Коэффициент технической готовности за какой-либо период (неделю, месяц) вычисляют по формуле:
где: АДи — количество автомобиле-дней исправных автомобилей; АДс — количество автомобиле-дней списочных автомобилей. В парке числится 310 автомобилей. Требуется определить его КТГ за 5 дней, если известно, что в первый день технически исправных автомобилей было 240, во второй — 247, в третий — 248, в четвертый — 250 и в пятый — 255.
- Определяем количество автомобиле-дней списочных автомобилей:310 X 5 = 1550.
- Находим количество автомобиле-дней исправных автомобилей:240 + 247 + 248 + 250 + 255 = 1240.
- Подсчитываем коэффициент технической готовности:КТГ = 1240:1550 = 0,80.
Коэффициент использования (выпуска на линию) парка (КИП)
Доказывает степень использования подвижного состава. Он может быть одинаковым с коэффициентом технической готовности парка или ниже его.
Коэффициент использования парка определяют по формуле:
где: АДр — количество автомобиле-дней работы автомобилей; АДс — количество автомобиле-дней списочных автомобилей.
Так, если в парке имеется 300 автомобилей, а выпушено в данный день на линию 250, то КИП равен: 250:300 = 0,83.
Для определения КИП за отчетный период необходимо подсчитать количество автомобиле-дней работы на линии за этот период и разделить их на автомобиле-дни списочного состава.
Пример. Списочный состав парка 300 автомобилей. За 30 дней количество автомобиле-дней работы на линии составило 7290. Найти КИП.
Решение. КИП = 7290:(300 Х 30) = 7290:9000 = 0,81,
Чтобы этот коэффициент был равен коэффициенту технической готовности парка, нельзя допускать простоев исправных автомобилей.
Коэффициент использования рабочего времени (КИВ)
Коэффициент использования рабочего времени вычисляют по формуле:
где: Тд — количество часов в движении; Тн — общее количество часов пребывания в наряде (на линии). Так, если автомобиль находился в наряде (на линии) 7 ч, из которых 6 ч был в движении, КИВ = 6:7 — 0,85.
Чем лучше организованы погрузочно-разгрузочные работы и меньше непроизводительные простои, тем выше коэффициент использования рабочего времени.